Метод ранжирования относится к количественному экспертному методу. Суть метода заключается в упорядочения экспертом по важности различных факторов, объектов, альтернатив и тому подобного. Вариантов такого упорядочения может быть множества, в зависимости от взглядов и мировоззрения эксперта в данной области.
Рассмотрим метод ранжирования на примере.
Даны объекты (в качестве примера рассмотрим разные марки автомобилей) — X1, X2, X3, X4, … XN.
X1 — ВАЗ;
X2 — ВОЛГА;
X3 — МОСКВИЧ;
X4 – ЗАПОРОЖЕЦ.
Эксперт начинает их ранжировать, например, по оценке — какой автомобиль более надёжный? И расположил их в следующем порядке:
МОСКВИЧ – самый надежный
ВАЗ – менее надежный, чем МОСКВИЧ
ЗАПОРОЖЕЦ – самый не надёжный
ВОЛГА – надежнее, чем ЗАПОРОЖЕЦ
В результате, данный выбор эксперта можно записать в виде:
X3>X1>X2>X4
Также ранжирование позволяет сделать количественную оценку.
Допустим имеется выражение:
Здесь, знак равно «=» означает равноценность объектов, знак больше «>» более предпочтительный, знак меньше «<» менее предпочтительный объект.
Возьмём количественную оценку k в зависимости от порядка объекта, имеем:
N=8
X1=1
X2=2
X3=3
X4=X5= X6=(4+5+6)/3=5
X7=7
X8=8