Метод ранжирования

Метод ранжирования относится к количественному экспертному методу. Суть метода заключается в упорядочения экспертом по важности различных факторов, объектов, альтернатив и тому подобного. Вариантов такого упорядочения может быть множества, в зависимости от взглядов и мировоззрения эксперта в данной области.

Рассмотрим метод ранжирования на примере.

Даны объекты (в качестве примера рассмотрим разные марки автомобилей) — X1, X2, X3, X4, … XN.

X1 — ВАЗ;
X2 — ВОЛГА;
X3 — МОСКВИЧ;
X4 – ЗАПОРОЖЕЦ.

Эксперт начинает их ранжировать, например, по оценке — какой автомобиль более надёжный? И расположил их в следующем порядке:

МОСКВИЧ – самый надежный

ВАЗ – менее надежный, чем МОСКВИЧ

ЗАПОРОЖЕЦ – самый не надёжный

ВОЛГА – надежнее, чем ЗАПОРОЖЕЦ

В результате, данный выбор эксперта можно записать в виде:

X3>X1>X2>X4

Также ранжирование позволяет сделать количественную оценку.

Допустим имеется выражение:

Метод ранжирования формула

Здесь, знак равно «=» означает равноценность объектов, знак больше «>» более предпочтительный, знак меньше «<» менее предпочтительный объект.
Возьмём количественную оценку k в зависимости от порядка объекта, имеем:

N=8
X1=1
X2=2
X3=3
X4=X5= X6=(4+5+6)/3=5
X7=7
X8=8

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.