Метод Дельфи

Метод Дельфи (разработан в 1950—1960 годы в США) — это разновидность метода экспертной оценки, используется для прогнозирования и принятия решений и направленный на коллективное решения возникающих задач в форме анонимного анкетирования, которое включает в себя несколько раундов опросов, в которых эксперты предоставляют свои мнения по определенной теме.

Цель метода Дельфи — достичь согласия или консенсуса среди экспертов по обсуждаемой проблеме.


Основные принципы метода Дельфи.

1. Анонимность — участники не знают, кто другие эксперты, что позволяет избежать влияния авторитета и группового давления.

2. Многораундность или поэтапность — метод включает несколько раундов опросов, что дает возможность участникам пересмотреть свои мнения на основе обратной связи.

3. Обратная связь — после каждого раунда участники получают сводку ответов других экспертов, что помогает им уточнить и обосновать свои мнения.

4. Заочность — невозможность полного, непосредственного общения экспертов.


Этапы метода Дельфи.

1. Определение проблемы — формулируется конкретная проблема или вопрос, который необходимо решить.

2. Выбор экспертов — подбирается группа специалистов в соответствующей области.

3. Первый раунд опроса — экспертам отправляется анкета с открытыми вопросами для сбора их мнений.

4. Анализ ответов — ответы обрабатываются, обобщаются и представляются участникам в виде сводной информации.

5. Второй раунд опроса — эксперты получают сводку и могут пересмотреть свои ответы на основе мнений других участников.

6. Повторение раундов — процесс повторяется несколько раз (обычно 2-3), пока не будет достигнут консенсус или не исчерпаются новые идеи.

7. Принятие решений — после завершения всех раундов формируется полученный результат с выводами и рекомендациями по исследуемой тематике.

8. Оглашение результатов.


Преимущества и недостатки метода Дельфи.

Преимущества метода Дельфи:

• Позволяет собрать мнения экспертов без влияния их авторитета.

• Отсутствие необходимости собирать экспертов в одно время и в том же месте.

• Мнения экспертов равны.

• Мнения — анонимные, вероятно выражение непопулярных мнений.

• Способствует более глубокому анализу проблемы через многораундный процесс.

• Гибкость в выборе участников.

Недостатки метода Дельфи:

• Требует значительных временных затрат.

• Отсутствует свободный обмен мнениями.

• Результаты могут зависеть от качества выбранных экспертов.

• Отрицательная реакция экспертов на пересмотр своего мнения.

• Возможна сложность в интерпретации данных и достижении консенсуса.

Заключение

Метод Дельфи широко используется в различных областях, таких как, прогнозирование технологических тенденций, оценка рисков, разработка стратегий, социальные исследования, политические прогнозы и т.д. Метод Дельфи является мощным инструментом для принятия обоснованных решений и прогнозирования в условиях неопределенности.

30

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *