Характеристики катушки индуктивности

Катушка индуктивности — это пассивный электронный компонент, который хранит энергию в магнитном поле при протекании через нее электрического тока.

Дроссель (ограничитель) представляет собой катушку индуктивности с ферромагнитным сердечником.

До 10 кГц материал сердечника катушки индуктивности изготавливают из стали, а свыше 10 кГц — ферритов.

Катушка индуктивности состоит из провода, намотанного в виде спирали на ферромагнитный сердечник или без него, и обладает рядом важных характеристик и принципов работы.

Принцип работы катушки индуктивности.

Когда ток проходит через катушку, он создает магнитное поле вокруг нее. Изменение тока приводит к изменению магнитного поля, что, согласно закону Фарадея, вызывает индуцированное напряжение, противодействующее изменению тока (закон Ленца).

Катушка индуктивности без сердечника на схемах обозначается:

катушка индуктивности обозначение на схеме

Условное обозначения катушки индуктивности с сердечником или дроссель на схемах.

дроссель обозначение

Катушка индуктивности имеет несколько ключевых характеристик, которые определяют ее поведение в электрических цепях. Вот основные из них:


Индуктивность

Индуктивность — это мера способности катушки накапливать энергию в магнитном поле. Измеряется в генри Гн.

Индуктивность катушки индуктивности L определяется выражением:

$$L={μ{μ_0}n^2}{\dfrac{S}{l}}$$

$$μ=\dfrac{B}{{μ_0}H}$$

n — количество витков провода;

S — площадь поперечного сечения, м2;

l — длина магнитной линии сердечника, м;

μ — магнитная проницаемость, Гн/м;

μ0 — магнитная постоянная, Гн/м;

B — магнитная индукция, Тл;

H — магнитная напряженность, А/м.


Магнитная проницаемость

Магнитная проницаемость дросселя, катушки индуктивности — это характеристика материала, из которого изготовлен сердечник дросселя, и она определяет, насколько эффективно сердечник может накапливать и проводить магнитные поля. Величина магнитной проницаемости показывает во сколько раз индуктивность катушки, дросселя с сердечником отличается от индуктивности без сердечника, в вакууме и находится по формуле:

$$μ=\dfrac{L}{L_0}$$


Реактивное сопротивление

Реактивное индуктивное сопротивление XL определяется по формуле:

XL=ωL=2πfL

XL — индуктивное сопротивление, Ом;

L — индуктивность, Гн;

f — частота, Гц;

ω — циклическая частота, рад/с.

Реактивное сопротивление катушки индуктивности, дросселя — это сопротивление индуктивности переменному току.


Магнитная энергия катушки индуктивности

Магнитная энергия, которую запасает катушка индуктивности при протекании электрического тока вычисляется по формуле:

$$W_L=\dfrac{LI^2}{2}$$


Добротность катушки индуктивности

Добротность — это отношение реактивного сопротивления катушки индуктивности на её активное сопротивление потерь.

Добротность катушки QL индуктивности определяется по формуле:

$$Q_L=\dfrac{2πL}{r}$$

 


Коэффициента сглаживания

Формула для определения коэффициента сглаживания катушки индуктивности, дросселя Kc:

$$K_c=\dfrac{\sqrt{R_н^2+(X_L)^2}}{R_н}$$

где

$$X_L=ωL$$

$$ω=2{\pi}f$$

Rн — сопротивление нагрузки, Ом;

L — индуктивность, Гн;

XL — индуктивное сопротивление, Ом;

f — частота, Гц;

ω — циклическая частота, рад/с.


Суммарный ток

Суммарный ток в катушки индуктивности, дросселя определяется выражением:

$$I=\sqrt{I_0^2+(k_фI_∼)^2}$$

I — общий ток, А;

I0 — постоянная составляющая тока, А;

I — переменная составляющая тока, А;

kф — коэффициент формы составляющей переменного тока.


Магнитная индукция в цилиндрической катушки

Магнитная индукция B в цилиндрической катушки находится по формуле:

$$B=\dfrac{μ{μ_0}nI}{l}$$

I — сила тока, А.


Энергия

Энергия катушки индуктивности, дросселя W:

$$W=\dfrac{L{I^2}}{2}$$


$$I=I_0(1-e^\dfrac{-t}{τ})$$

где

$$τ=\dfrac{L}{X_L}$$

I0 — максимальный ток, А;

t — время, прошедшее с включение цепи, c;

τ — время поступления входного питания в цепь, c.


Заряд катушки индуктивности

катушка индуктивности на схеме разряд

Разряд катушки индуктивности

катушка индуктивности на схеме заряд

С увеличением частоты или индуктивности сопротивления катушки индуктивности, дросселя возрастает и следовательно падает напряжение на нагрузки. Для постоянной составляющей тока сопротивление очень маленькое.

Ток в индуктивности отстает по фазе от напряжения на 90 градусов из-за явления самоиндукции. Это связано с тем, что ок в катушке медленно возрастает.

$$ψ_u=ψ_i+90^0$$

Чем больше у катушки индуктивности, дросселя индуктивность, тем больше катушка индуктивности дроссель может запасти электроэнергии. При разрыве электроцепи у катушки индуктивности, дросселя наблюдается процесс Э.Д.С. самоиндукции.

Катушка индуктивности, дроссель в сравнении с резистором имеет значительно меньший нагрев и потребляет меньшее количество электроэнергии.

Катушка индуктивности, дроссель в электронных схемах используется как накопитель магнитной энергии, в качестве понижающего или повышающего преобразователя DC-DC, для фильтрации частот тока, для настройки на определенные частоты и фильтрации нежелательных сигналов, выполняет функцию сглаживания выходного напряжения (уменьшая пульсации), ограничения пикового высокочастотного тока и пропускания постоянной составляющей тока, выдерживает большие токи, а также очищает высокочастотные шумы, снижает шумы, электромагнитные помехи, излучения и т.д. В LC-фильтрах применяется для отделения высокочастотных сигналов от низкочастотных. Сдвоенный дроссель в электронике применяется в качестве фильтра питания для подавления синфазных помех.

Соединение катушек индуктивности последовательное и параллельное

Таблица цветовая маркировка катушки индуктивности, дросселя

109

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.