Ментальная карта с примерами и обоснованием закона отрицания отрицания

Ментальная карта с примерами и обоснованием «закона отрицания отрицания» на примере психолого-педагогической сферы

Закон отрицания отрицания (двойное отрицание).

Отрицание — триединый процесс:

— деструкции (разрушения, преодоления) прежнего;

— кумуляции (накопление, суммирование);

— конструкции (формирования, создания нового).

Основной принцип: Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Отрицание чего-либо приводит к усилению этого явления.

Закон отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический характер развития и условно представляет форму «спирали», повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, при этом сохраняются полезные свойства.

Отрицание отрицания объект возвращается к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне.

Пример в психолого-педагогической сфере.

Ситуация: Учитель критикует ученика за его низкие успехи и неуспешные попытки в учебе.

Отрицание отрицания: Вместо того, чтобы продолжать критиковать и усиливать негативные результаты, учитель может применить принцип поддержки и поощрения для мотивации ученика.

Пример эволюции человеческого рода: дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.

Положительные последствия

Ученик получает поддержку и поощрение, что способствует улучшению его успехов и самооценки.

Учитель создает позитивную обстановку в классе, где каждый ученик чувствует себя ценным и поддержанным.

Кризисы и семилетние циклы развития человека с элементами построения ментальной карты (пример).

 Выводы

Применение закона отрицания отрицания в педагогике помогает создать благоприятную обучающую среду, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Подход к решению проблем с использованием положительных методов мотивации и поддержки способствует развитию доверительных отношений между учителем и учеником.

Эта ментальная карта демонстрирует, как применение закона отрицания отрицания может быть полезным в психолого-педагогической сфере для создания позитивной и поддерживающей обучающей среды.

160

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.