Мировые тренды развития современного образования

Мировые тренды развития современного образования

Современное общественное устройство, процессы глобализации, экономические, эпидемиологические потрясения мировою масштаба определяют содержание, необходимую гибкость и форму современного образования, а образовательные процессы влияют на развитие общества и требуют внедрения новых трендов развития образования во всем мире, в том числе и в нашей. Среди их множества хочется отметить такие как непрерывное обучение, тотальная цифровизация, массовые открытые онлайн-курсы, геймификация, технологии VR и AR (виртуальной и дополнительной реальности), активная проектная работа, адаптивное обучение, интегральный подход, гибридное обучение и другие. Некоторые из них рассмотрим более подробно.

Непрерывное обучение как тренд развития современного образования, ещё упомянутый на конференции ЮНЕСКО в 1968 году не только как термин, но и как необходимость развития современного человека и образования по причине стремительного и непредсказуемого развития технологий, не только возник и закрепился как один основополагающих трендов, но и постоянно развивающий. Информация в современном мире обновляется с огромной скоростью — то, о чем говорят сегодня, завтра уже может быть не актуально. Появление новых технологий, открытий в различных областях науки привели к спросу и популярности профессий, о которых еще совсем недавно никто не знал (так с появлением IT-технологий, в том числе и в нашей стране, спрос на специалистов данной направленности значительно вырос, но обучение и постоянное развитие образовательных платформ не всегда дает качественное удовлетворение возникающей спросовой потребности данных специалистов. Исходя из этого, любому вчерашнему специалисту постоянно нужно совершенствовать не только полученные знания, а приобретать новые и внедрять их в практическую деятельность.

Следующим хотелось бы выделить тренд тотальной цифровизации не только как явление увеличения пользователей интернет ресурса и технологических гаджетов, что в современном мире стало неотъемлемой частью всех сфер жизни человека, в том числе и образования, созданием цифровой среды для учеников и студентов, но и как способ оптимизации повышения эффективности образовательных процессов и доступности цифровой информации. Так по исследовательским данным в США каждый третий учащийся колледжа использует сгенерированный ИИ-ChatGPT-3 для решения заданий, модели человеческого языка ChatGPT подходят для написания эссе и ответов на вопросы. Так Московский городской педагогический университет официально разрешил использовать технологии искусственного интеллекта при написании выпускных квалификационных работ. По данным ежегодный рост числа пользователей сети интернет в мире только за 2023 год составил 97 миллионов новых пользователей. В 2021-2022 годах благодаря национальной программе «Цифровая экономика РФ» и проекту «Цифровая образовательная среда» IT инфраструктура заработала в 9157 образовательных организациях. В школах было организовано более 149 тыс. точек доступа Wi-Fi, установлено более 31 тыс. камер видео наблюдения и 9 тыс. видеорегистраторов.

Следующим рассмотрим массовые открытые онлайн-курсы. Этот тренд тесно переплетается с двумя предыдущими. Суть тренда в создании образовательных площадок, на которых доступны онлайн-курсы множества университетов мира, а также и в нашей стране. Так по данным агентства Interfax.ru российский рынок онлайн-образование (edtech-применение технологий для улучшения любых процессов обучения) в 2023 году вырос более чем на 30%. Большая часть рынка онлайн-образования приходится на два сегмента дополнительного профессионального образования и детского образования. Их доля составила, соответственно, 35% и 29%. Оставшаяся часть рынка пришлась на сегменты «разработчики и платформы» (13%), бизнес-образование (7%) и иностранные языки (5%). Экономическому успеху edtech компаний способствовали период пандемии, переход на дистанционное обучение альтернативе стационарному, переход многих вузов на предоставление услуг по онлайн-образованию. Подобная практика обучения в сфере школьного образования по мнению некоторых специалистов edtech компаний не будет «вырывать» ребенка из процесса социализации, но данное предположение требует более глубоких исследований. Но все же такие массовые открытые онлайн-курсы по своей функциональности выполняют две задачи:

  1. Предоставляют доступ к актуальным знаниям как можно большему количеству человек в любое время;
  2. Делают процесс получения знаний открытым и интерактивным.

Еще один тренд, который хотелось бы рассмотреть. Интегральный подход как тренд развития образования предполагает междисциплинарное обучение. Рассмотрим на конкретном примере. В классической медицине болезнь — это физический недуг, который нужно лечить лекарствами или оперативным путем. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает болезнь не только с точки зрения физического тела, но и учитывает психологическое состояние человека, его отношение к близким и другие факторы. Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, должно способствовать целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности (преподавателя) использование этого в учебном процессе.

Геймификация как тренд развития образования становиться необходимым элементом. Появился даже термин Edutainment, который объединяет в себе понятие «обучение» и «развлечение». Такая практика повышает вовлеченность и мотивацию обучающихся, позволяет более эффективно усваивать материал. Ранее эту технологию использовали преимущественно в обучении детей дошкольного и младшего возрастов. Сегодня геймификацию с успехом применяют в учебных курсах для всех возрастных групп. Игра в этом процессе — не с самоцель, а полезный инструмент, обратить внимание стоит на сбалансированность применения игровых техник в процессе обучения не только в зависимости от возрастного критерия обучаемых, но в зависимости учебных задач.

Таким образом, современные тренды являются отражением происходящих социальных трансформаций во всем мире, которые делают систему образования более гибкой, качественной, динамичной и адаптивной.

54

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.