Возможности и риски семейною образования (Выявить возможности и риски семейного образования. Аргументы, подтверждающие тезис.)
На самом деле институт семейною образования вовсе не является новым. В статье 63 ФЗ №273 «Об образовании» содержится упоминание семейной формы образования в рамках получения знаний по общеобразовательной программе (ст. 63 пункт 2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в форме семейного образования. Пункт 4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями).
Часто можно увидеть путаницу «семейного образования» и «домашнего обучения». Это в корне неверно. Так домашнее обучение — это учебный процесс, который осуществляется непосредственно учебным заведением, когда учащийся по каким-то причинам не может обучаться в школе. При этом вся ответственность за качество образования остается на учебном заведении. В свою очередь семейное обучение — это одна из доступных для выбора форм получения знаний по общеобразовательным программам безучастия учебного заведения. Говоря проще, родители самостоятельно обеспечивают своему ребенку получение знаний, как самостоятельно изучая с ним программу, так и привлекая на платной или иной основе сторонних лиц (репетиторов, частных учителей и тд). Важно помнить, что в независимости от формы обучения итоговая аттестация для контроля качества образования проводится непосредственно школой, она является обязательной (приказ Министерства образования №1015, пункт 20). Потребовать такую аттестацию родители имеют полное право в любом учебном заведении по месту своего проживания. Об этом прямо говорится в ч. 3, ст. 17 ФЗ «Об образовании» и в пункте 3 упомянутого выше Министерства образования.
Важно также знать, что:
- Мнение ребенка о выборе или смене формы обучения должно быть учтено обязательно;
- Ничто не запрещает совмещать разные формы образования. Ребенок может изучать русский язык в школе, а остальное в семейном формате и наоборот;
- Перейти на семейное обучение можно в любой момент (с 1 по 9 класс дети могут учиться по решению родителей. В 10 и 11 классах школьник может выбрать самообразование или остаться на семейном обучении);
- В некоторых регионах родителям положена компенсация за семейное обучение (например, выплаты действуют в Пермском крае, Тульской, Свердловской областях, так в Тульской области эта сумма выплат за год составляет: с 1 по 4 класс 31109 руб., с 5-9 класс- 41877 руб., с 10 по 11 класс — 43655 руб.);
- Школа не в праве препятствовать семейной форме получения образования.
Рассмотрим порядок перехода на семейную форму обучения. Итак, чтобы перевести ребенка на семейную форму обучения, необходимо:
- Направить заявления о переходе на данную форму обучения в школу и местную администрацию (отдел по образованию или департамент по образованию);
- Определиться c программой обучения и порядком;
- Написать заявление для зачисления ребенка в число «экстернов», для последующей промежуточной и итоговой аттестации по ходу обучения;
- Явиться по вызову в образовательное учреждение для оформления документации на семенное обучение — акта образовательного учреждения о зачислении в экстернат и, возможно (но не обязательно) договора между родителями и школой.
Также за учеником после перехода на семейную форму обучения сохраняется право на использование школьной и городской библиотеками на полностью бесплатной основе (ст. 35 «Об образовании»), посещать бесплатно школьные кружки и секции, участвовать в олимпиадах и конкурсах, обращаться к школьному психологу и логопеду, а также получать от образовательного учреждения методическую и консультативную помощь.
Одной из проблем, с которой могут столкнуться обучающийся на семейной форме и его родители — эго невозможность сдать промежуточную или итоговую аттестацию. В этом случае ребенку с семейной формой обучения предстоит продолжать обучение в школе, так гласит часть 10 ст. 58 ФЗ «Об образовании». Сама ситуация может стать причиной возникновения конфликта между школой и родителями, что в свою очередь будет отрицательно сказываться на самом ребенке. Все возможности семейного обучения как правило прописаны в нормативно-правовых актах всех уровней (федерального, регионального и муниципального) и полностью регламентируют порядок оформления, перехода, процесса альтернативной формы обучения и ее аттестации. Так по данным «Российской газеты», более 12 тыс. детей в России учатся в формате семейного обучения.
Множество исследований, статей относительно не самой реализации семейного образования, а выделения положительных и отрицательных моментов, как бы минуя самого ребенка, что для меня представляется как упущение самого главного — как максимально эффективно осуществить образование, воспитание и обучение и именно это является главным риском. В сети интернет есть большое количество статей на данную тему, кто-то оправдывает выбор семейного обучения на основании предположений, данных (фактическая одаренность ребенка, отсутствие специализированных классов для детей с особыми образовательными потребностями, большая занятость в каких-то спортивных, образовательных и иных мероприятиях, которые объективно отчасти не дают в полной мере привлечь ученика в общий поток образования, кто-то выделяет возможность более гибкого учебного плана по принципу изучать то, что, опять же, по мнению родителей более необходимо для ребенка в перспективе будущего развития, кто-то выделяет более глубокое укрепление семьи и много другое). Кто-то же наоборот, выделяет риск снижения уровня социализации, трудности с процессом адаптации при изменении средовой обстановки, недостаточный охват познания всех предметов, по сравнению со школьным уровнем, уровнем подготовки самих родителей и т.п. Подобные толки будут иметь место и в будущем, вопрос сам по себе очень важный и требует от всех задействованных участников лишь одного — компромиссного и взвешенного решения во благо ребенка.